ДОКЛАД. ЯКУТСК 2003 г
Тезисы доклада "Первые результаты и перспектива применения объемных пластиковых георешеток Прудон-494 в конструкции автомобильных дорог Сибири"
Научно-практическая конференция
"Проектирование и строительство транспортных объектов в условиях Республики Саха (Якутия)"
Якутск, 2003 г.
Ким А.И., Аливер Ю.А.
Якутия представляет собой регион со сложными погодно-климатическими и гидрогеологическими условиями, которые обуславливают образование большого количества дефектов в период эксплуатации
дорог:
-неравномерная осадка насыпи приводит к
нарушению поперечного профиля; -на низших и переходных типах покрытия
появляются колеи; -на сборных покрытиях происходит смещение
железобетонных плит относительно друг друга и даже раскалывание плит, когда требуется их замена;
-происходит эрозия откосов насыпи и т. п.
Практически
каждый год такие дороги требуют
обязательного ремонта, заключающегося в
досыпке ЗП, выравнивании покрытия, замене
железобетонных плит, для чего необходимы
постоянные денежные вложения. Поэтому
экономически выгодно в условиях Сибири
применять при строительстве транспортных
объектов современные конструкции и
технологии, обеспечивающие требуемые
эксплуатационные характеристики и
увеличивающие их межремонтный ресурс. В
последние годы для этих целей широко
применяются геотехнические материалы и
конструкции, изготовленные в основном из
синтетического сырья. Одной из
перспективных конструкций,
предназначенных для улучшения
строительных свойств грунтовых материалов,
является объемная пластиковая георешетка,
представляющая собой пакет из полимерных
лент, установленных на ребра и соединенных
между собой сварными швами, расположенными
в шахматном порядке таким образом, что при
растяжении в поперечном направлении
образуется ячеистая конструкция
прямоугольной формы в плане.
Исследования
по применению объемных георешеток в
строительстве начались в 26ЦНИИ Минобороны.
Первое массовое применение этой
конструкции в нашей стране связано с
реконструкцией Московской кольцевой
автодороги в 90-х годах. На МКАД георешетки
использовали в основном для защиты от
эрозии откосов и конусов путепроводов и
мостов.
Анализ
литературных данных и опыта практического
применения позволяет выделить следующие
основные области применения объемных
георешеток:
-армирование оснований дорог и
конструктивных слоев дорожной одежды;
-армирование упрощенных покрытий
автомобильных дорог;
-защита откосов ЗП дорог и конусов
путепроводов и мостов от эрозии;
-строительство армогрунтовых конструкций (крутые
откосы, подпорные стенки);
-фрагментация щебеночного и
цементобетонного основания дорог.
Следует
иметь в виду, что экономически наиболее
целесообразно применение георешеток в
сложных инженерно-геологических и погодно-климатических
условиях. Поэтому, очевидно, для
обоснованного применения георешеток при
решении конкретных задач необходимы данные
не только о физико-механических
характеристиках, приведенных в Технических
условиях фирм-производителей,
обусловленных погодно-климатическими и
грунтовыми условиями района строительства.
С целью получения физико-механических
характеристик георешеток, применяемых на
объектах в условиях Севера и оценки влияния
времени работы георешеток в конструкциях
укрепления откосов в Союздорнии под
руководством проф. Казарновского В.Д. был
проведен комплекс лабораторных испытаний
образцов на одноосное растяжение при
температурах +20; 0; -20 и -60 0С по ГОСТ 11262-80 (Пластмассы.
Метод испытания на растяжение.).
Реализовано две программы испытаний.
Таблица
1
Изменение
свойств георешеток за время эксплуатации.
№
серии |
Наименование
материала |
Срок
эксплуатации |
Результаты
испытаний |
ленты |
шва |
epm,
% |
Fpm, кН |
spm,МПа |
F*pp,
кН |
% от Fpm |
1 |
Геовеб |
1 год |
16,4 |
3,16 |
24,9 |
1,87 |
59,2 |
2 |
Прудон-494 |
3 года |
20,1 |
2,93 |
24,4 |
1,19 |
40,6 |
3 |
Прудон-494 |
1 год |
26,5 |
3,40 |
28,3 |
1,62 |
47,6 |
4 |
Прудон-494 |
не эксплуа-
тировалась |
25,1 |
3,07 |
25,6 |
1,30 |
42,3 |
5 |
Геовеб |
не эксплуа-
тировалась |
20,8 |
3,13 |
24,6 |
1,63 |
52,1 |
Примечание:
В таблице даны среднеарифметические
значения усилий и деформаций.
Fpm, spm, epm
- соответственно, максимальное усилий,
прочность и удлинение образца
F*pp - усилие на разрыв шва,
приведенное к высоте георешетки 10 см
Таблица
2 Влияние
отрицательной температуры на свойства
георешеток.
№
серии |
Наименование
материала |
Температура
испытания, °С |
Результаты
испытаний |
ленты |
шва |
Fpm, Н |
spm,МПа |
epm,
% |
epp,
% |
F*pp,
Н |
1 |
Тип I
Прудон-494 |
+20
0
-20
-60 |
2793
3613
4214
5976 |
22,5
28,9
33,7
47,8 |
21,6
20,0
26,8
15,5 |
492
302
306
15,5 |
1335
1247
1942
1554 |
2 |
Тип II
Геовеб |
-20
-60 |
3941
5421 |
24,0
33,0 |
20,0
14,0 |
20,0
14,0 |
1587
1463 |
Задачей
испытаний была сравнительная оценка
поведения различных типов георешеток при
воздействии отрицательной температуры по
изменению показателей их прочности в
диапазоне температур от +20 до -60°С с
пятикратной повторностью. Всего было
проведено более 100 испытаний. Анализ
результатов испытаний показал
существенную зависимость свойств
пластиковых георешеток от абсолютного
значения отрицательной температуры (табл.2,
рис.2).
Рис.2. Диаграммы нагрузка-деформация образцов лент георешётки
Прудон-494 (V = 50 мм/мин; B = 100 мм)
При
уменьшении температуры образца от +20 до -60°С
наблюдается трансформация диаграмм
нагрузка-деформация, при этом максимальная
нагрузка, которую выдерживает лента
увеличивается почти в два раза, а удлинение
ленты при разрыве уменьшается в 16 раз.
Численные
значения исследуемых параметров, сведены в
табл.2 , из которой видно, что максимальная
нагрузка Fpm и прочность ленты spm
пластиковых георешеток возрастают с
понижением температуры. При этом параметры
Fpm и spm несколько
выше у георешетки Прудон-494. Для пластиковых
георешеток относительное удлинение
образца при максимальной нагрузке epm
практически не зависит от температуры в
рассматриваемом диапазоне и изменяется в
пределах от 15% до 30% и , напротив, удлинение
образцов при разрыве epp с понижением температуры резко уменьшается.
При
отрицательных температурах прочность и
жесткость георешетки существенно
повышается, что в целом положительно
отражается на работе армогрунтовой
конструкции.
Сдерживающим
фактором для широкого применения объемных
георешеток считалось отсутствие
нормативно-технической документации.
Однако, действующие СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85,
ВСН84-89 и другие документы допускают
применение геосинтетических материалов в
конструкции автомобильных дорог. Кроме
того сегодня, благодаря усилиям отраслевых
институтов Союздорнии, 26ЦНИИ МО, Росдорнии,
ЦНИИС, ПГУПС, ОАО "494 УНР" разработан
ряд нормативно-методических документов,
позволяющих обоснованно использовать
объемные георешетки.
К
их числу относятся:
1. ВСН.Применение синтетических материалов
при устройстве нежестких одежд
автомобильных дорог. 26ЦНИИ МО. М., 44с.
2. Руководство по укреплению конусов и
откосов ЗП автомобильных дорог с
использованием геосинтетических
материалов и металлических сеток.
Союздорнии. М.-2002, 36с.
3. Методические рекомендации по
проектированию и строительству грунтовых
насыпей на торфяном основании,
армированных георешетками Прудон-494 в
условиях Западной Сибири. ЦНИИС. М.-2000, 40с.
4. Методика расчета насыппей, армированных
различными материалами. Союздорнии. М.-2001, 44с.
5. Стандартные проектные решения и
технология усиления подбалластного слоя
объемными георешетками Прудон-494. ПГУПС, 494УНР.
С.-Петербург. 2001, 21с.
Таким
образом, имеющийся пакет документов
позволяет обоснованно применять объемные
георешетки при строительстве различных
транспортных объектов. Кроме того, в
настоящее время в ряде регионов России
разрабатываются местные строительные
нормы, в том числе и по применению объемных
пластиковых георешеток.
ОАО
"494УНР" впервые в нашей стране освоило
промышленный выпуск объемных пластиковых
георешеток Прудон-494 в объеме около 2-х млн.
м2 в год. Качество этой продукции
подтверждено Государственным сертификатом
соответствия, а новизна конструктивных и
технологических решений защищена
патентами на изобретения РФ.
Строительная
компания "ОАО 494УНР" активно внедряет в
Сибири новые конструктивы и технологии с
применением объемных пластиковых
георешеток Прудон-494. Применение объемных
георешеток Прудон-494 значительно повышает
надежность дорожных конструкций, снижает
объем использования каменных материалов,
дает возможность разрабатывать новые
проектные решения, компенсирует недостатки
местных грунтов, используемых в теле насыпи,
увеличивает межремонтный срок
эксплуатации дорог. В настоящее время
имеется практический опыт использования
георешеток Прудон-494 при строительстве
транспортных объектов в сложных условиях
Сибири.
В
условиях Республики Саха объемные
георешетки можно применять при
строительстве следующих транспортных
объектов:
-строительство федеральных и местных дорог,
а также дорог вдоль трасс нефте- и
газопроводов с упрощенным покрытием;
-строительство карьерных дорог;
-строительство
аэродромов местных воздушных линий;
-строительство вертолетных площадок;
-сооружение оснований под буровые вышки;
-защита от эрозии отвалов горнорудной
промышленности и др.
Многие
геотехнические конструкции с применением
объемных георешеток внедрены в нашей
стране и проверены почти 10-летней практикой
отечественного строительства. В 2002 году ОАО
"494 УНР" совместно с Союздорнии
обобщили опыт строительства и выпустило
массовым тиражом Альбом уже реализованных
технических решений "Принципиальные
схемы конструктивно-технологических
решений по применению объемных георешеток
Прудон-494 и примеры их реализации в
транспортных сооружениях". Альбом
содержит более 60-ти уже проверенных
практикой решений и может быть использован
специалистами-дорожниками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Львович
Ю.М., Аливер Ю.А., Ким А.И. Конструктивные и
технологические решения укрепления
откосов и конусов путепроводов объемными
пластиковыми решетками. Транспортное
строительство, №8, с.12-13.
2. Аливер
Ю.А. Перспектива применения геотехнических
материалов в строительстве. В н-т сб. "Материалы
и технология строительства и ремонта
аэродромных покрытий". 26ЦНИИ МО РФ. М.-2001,
с.125-131
3. Ким
А.И. Использование георешеток "Прудон
494" при строительстве и рекон струкции
транспортных объектов. В сб. "Применение
геоматериалов при строительстве и
реконструкции транспортных объектов" (Материалы
11-ой международной научно-технической
конференции). ПГУПС, г. С.-Петербург - 2002, с.32-41.
4. Альбом
"Принципиальные схемы конструктивно-технологических
решений по применению объемных георешеток
"Прудон-494" и примеры их реализации в
транспортных сооружениях". Союздорниии,
ОАО "494 УНР". Москва-2002, с.75
Техническая
характеристика объемных георешеток Прудон-494
№
п/п |
Наименование
параметра |
Численное
значение |
|
Технические условия |
ТУ |
1 |
Размеры в м:
- в растянутом состоянии
- в сжатом состоянии |
6,10 х 2,43
0,10 х 3,40 |
2 |
Высота георешетки, мм |
50; 100; 150; 200 |
3 |
Толщина сетки, мм |
1,2 (± 0,1) |
4 |
Масса, кг |
13; 25; 38; 50 |
5 |
Площадь модуля, м2 |
14,88 |
6 |
Размеры ячейки, мм |
200 х 240 |
7 |
Площадь ячейки, см2 |
250 |
8 |
Материал |
ПНД+ПВД |
9 |
Диапазон рабочих
температур, °С |
- 60 - +55 |
10 |
Химическая стойкость, рН |
4 - 11 |
11 |
Максимальная нагрузка (Рм),
Н |
1500 при высоте 100мм |
12 |
Прочность шва, % от Рм |
50 % |
13 |
Удлинение при Рм, % |
< 30% |
14 |
Жесткость стенок, сН |
> 400 |
Конструкция
опытных участков автодороги 21 НИИИ АТ МО РФ
в г.Бронницы
Применение
пластиковых георешеток для укрепления
основания
обочины реконструируемых участков
автомобильной дороги
" Москва - Минск "
|